По маршруту
Экскурсионный маршрут начинается у дома №23 по улице Рубинштейна, возле мемориальной доски.
– Ее украшает шарж, сделанный Довлатовым, – рассказывает сотрудник музея Елена Захаревич. – Доска появилась здесь четыре года назад, тогда же отреставрировали фасад дома, где Сергей Донатович прожил 30 лет.
Фасад отремонтировали, а до парадной и дворов руки так и не дошли. Экскурсия продолжается возле парадной писателя.
Облупившаяся лестница ведет вверх. На окнах – пакеты с мусором. Дверь в коммуналку осталась прежней. Только обветшала и выцвела за 35 лет. Звонок давно не работает.
Следующая остановка по маршруту – во дворе дома.
– Год назад стены разрисовал неизвестный поклонник творчества Довлатова, – рассказывает Елена. – Он изобразил пишущую машинку. Ее, кстати, хорошо видно с третьего этажа, из окон комнаты, где Сергей Донатович стучал по клавишам.
Далее маршрут пролегает к дому №22, где семья Довлатовых жила последние несколько лет до эмиграции.
– Это сейчас на Рубинштейна множество ресторанчиков и кафе, – говорит Елена. – А в 70-х даже ни одной забегаловки не было. Зато недалеко от дома находился винный магазин, и литератор часто сюда заглядывал. Сейчас на этом месте открыли ресторан.
С улицы Рубинштейна Довлатов заворачивал на Невский, выпивал в угловом кафе рюмку и шел к магазину “Академическая книга”. Оттуда – по Литейному проспекту на улицу Белинского, к пивному ларьку, описанному в рассказе “Перчатки”.
Общая комната
В квартиру, где жил Сергей Довлатов, туристов водить не собираются. Но нынешние жильцы были бы не против принимать гостей.
В коммуналке прописаны шесть семей. Комната писателя считается общей. Жильцы используют ее вместо склада ненужных вещей и сушилки.
– Я когда узнал, что тут жил сам Довлатов, сразу решил: надо покупать соседнюю комнату, – рассказывает жилец Дмитрий. – Его книгу “Чемодан” несколько раз перечитывал – очень смешно и жизненно написано. Мне повезло, я застал бабушку, которая помнила писателя. Она рассказывала, что возле окна стоял диван и столик с печатной машинкой. В центре – большой стол и стулья. Здесь собирались друзья, выпивали. Просыпался литератор рано, часов в шесть. И начинал творить. Когда утром к нему приходили друзья, чтобы опохмелиться, он всех выгонял, потому что работал. Мы здесь тоже собираемся, выпиваем. Аура в этой комнате особенная. Я по профессии столяр, но как сюда переехал, сразу на творчество потянуло. Как выпью, рифмы из меня так и вылетают, еле успеваю записывать.
От Довлатова в его комнате остался старинный камин зеленого цвета, выцветшие обои и вид из окна – на глухую стену. В длинном, узком коридоре – старое зеркало. В коммунальной кухне возле мойки стоит старый стул. Жильцы утверждают, что на нем сидел писатель.
– И табличку “Приемная” на туалет он сам прибил, потому что это смешно, а Довлатов был человеком с чувством юмора, – считает Дмитрий. – Мы теперь ее бережем, пыль протираем. А вот сундук из коридора, который тоже помнил Сергея, не удержались, пропили.
Сейчас в комнате площадью 34,7 квадратных метра – бардак.
– Мы бы расчистили комнату от хлама, поставили здесь барную стойку, – мечтают жильцы. – Наш знаменитый сосед очень любил портвейн. Мы бы закупили этого напитка и продавали туристам в десять раз дороже! Всю выручку обязуемся отдавать на ремонт парадной и двора. Сейчас подумываем над бизнес-планом.
Эксперт: Невский помнит Сережу
Андрей Арьев, писатель, друг Сергея Довлатова:
- Сережу чаще всего можно было увидеть на Невском проспекте или Малой Садовой улице. По крайней мере, там он появлялся чаще, чем в университете, где учился. Я часто приходил к Сереже в гости, приходилось бывать в этой квартире относительно недавно. Зеленый камин действительно остался с тех времен, я его прекрасно помню. А вот насчет таблички на туалете – не уверен. Это слишком грубый юмор, а Сережа был человеком утонченным. О том, чтобы открыть в квартире музей Довлатова, мы пока даже не мечтаем. Это очень сложно.
Биография
Сергей Довлатов родился 3 сентября 1941 года.
С 1944 по 1978 жил в Петербурге.
Три года работал в Таллине, в газете “Советская Эстония”.
В 1978 году вместе с семьей эмигрировал в США. Прожил там 12 лет. Умер в 1990 году.
В России широкую известность получил после смерти.
Самые известные книги: “Зона”, “Компромисс”, “Заповедник”, “Чемодан”.
>